Дорогие читатели нашего сайта, на этой странице мы публикуем материалы работы Антона Андреевича Жарова по исследованию истории нашего храма и окрестностей МГТУ.

«Из истории домового Храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины ИМТУ – МВТУ – МГТУ
и его церковных окрестностей (1830-2005 г.г.)»

 

ВВЕДЕНИЕ[1]

Проблематика и актуальность исследования.

Крупнейший технический Вуз России — Московский Государственный Технический Университет (МГТУ) в 1989 году был переименован из Московского Высшего Технического Училища (МВТУ) имени Баумана, каковым его помнят многие тысячи его окончивших инженеров и ученых нашей страны. Он был широко известен и до революции как Императорское Московское Техническое Училище (ИМТУ), каковым оно стало в 1868 г., как Высшее учебное заведение.

Несмотря на многообразие тем, затронутых в целом ряде публикаций и монографий о МГТУ,[2] сведений о домовой церкви ИМТУ (церкви святой Равноапостольной Марии Магдалины)[3] практически нет (и носят они характер очерков, как, например, краткий очерк Г.Н.Анцуповой[4] об училищном храме в газете «Бауманец» от 13 февраля 1991 г.).

[1] Сразу хочется поблагодарить протодиакона Сергия Алексеевича Голубцова (ныне почившего), собравшего ряд материалов по истории домового храма в ИМТУ, но не успевшего их опубликовать (опубликована была лишь статья [Протодиакон Сергий Голубцов. Московский журнал 01.10.2003г. (http://rusk.ru/st.php?idar=800912)]). Эти материалы любезно предоставила директор музея МГТУ Галина Алексеевна Базанчук.

Сергей Алексеевич Голубцов по окончании с отличием средней 425-й школы, а затем и Приборостроительного факультета МВТУ в 1956 г. по кафедре «Вычислительные машины» (зав. — Анисимов Борис Владимирович, 1915-1976), в течение 15 лет работал инженером по специальности. Его первая работа исторического плана («К вопросу о развитии радиолампы и радиоламповой промышленности в России») была написана еще в стенах Училища по предложению Председателя Совета СНТО Николая Степановича Львова, под руководством которого С.А. Голубцов одно время трудился и над созданием некоторых экспериментальных электронных схем. Указанная работа, восполнявшая тогдашний пробел в области истории радиотехники, объемом в 20 с лишним машинописных страниц, была отмечена Грамотой от ректората и общественных организаций МВТУ (от 5.04.1952 г.) и Грамотой Министерства Высшего образования СССР (от 12.01.1953 года, № 249). Автору неизвестно, была ли она опубликована в Трудах СНТО. Последующие его работы появились только лет через тридцать-сорок и уже по церковно-исторической тематике после окончания им Московской Духовной Академии в 1977 г.

[2] О руководителях Училища и об его истории см. прекрасно написанные и посмертно изданные книги: Г.Н.Анцупова. «МГТУ глазами историка», М. 2000 г. и Г.Н.Анцупова и Г.П.Павлихин. «Ректоры МГТУ имени Н.Э.Баумана» М. 2002 г., 3-е издание 2005 года, а также работы ИЛ.Волчкевича [Волчкевич И.Л. «Очерки истории МВТУ», М. 2000.], и других авторов [«Музей МГТУ им. Баумана», составители: Базанчук ГА. (директор музея), Волохова ГЛ., Полежай В.Г., научный редактор Федоров И.Б. (ректор). М. 2005.], [«Научные школы МГТУ (МВТУ) имени Н.Э.Баумана. История развития». — Сборник статей (к 165-летию) под ред. И.Б.Федорова и К.С.Колесникова. М. 1995. С доп. — 2005 г.] .

[3] См. краткую информацию в приложении 2 (Документ П2-5).

[4] Галина Николаевна Анцупова — филолог, окончившая МГУ в 1963 г., была сотрудником Музея в Останкино, а с 1969 г. — заведующей Музеем МВТУ. Скончалась от тяжелой болезни 4 февраля 1998 г. После нее директором Музея стала Галина Алексеевна Базанчук.

Абсолютное большинство учащих и учащихся современного МГТУ и не подозревают, что в их родном учебном заведении когда-то была церковь, которая играла очень значимую роль в жизни училища. А когда-то в церкви преподаватели и профессора давали присягу[1] в присутствии ректора и священника, без которой не могли приступить к своим обязанностям, а среди множества предметов было богословие,[2] которое было, вероятно, продолжением, или дальнейшим развитием так называемого Закона Божьего, обязательного предмета в начальных и средних учебных заведениях[3].

Доброе воспитание и образование невозможны без Божьего благословения. В этом случае близость Божьего храма к преподавателям и учащимся трудно переоценить. Домовые храмы уже действуют при МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском Государственном Областном Университете, Гос. Университете по землеустройству, Московском Инженерно-Физическом Институте[4] и других вузах.

В последнее время[5] в МГТУ стала складываться православная община, стали собираться верующие преподаватели, студенты, аспиранты и другие сотрудники, которые хотели бы восстановления училищного домового храма. В МГТУ ведется широкая работа по профилактике наркомании и привлечению учащихся к здоровому образу жизни. В МГТУ действует даже не военная кафедра, а целый факультет военного обучения, руководитель которого тоже заинтересован в духовно-патриотическом воспитании студенческой молодежи. Существуют спортивные секции, возглавляемые верующими людьми. Есть большая заинтересованность в духовно-нравственном образовании и воспитании в частности на факультете Инженерный бизнес и менеджмент, который напрямую связан с очень искусительным миром финансов.

Конечно, домовый храм МГТУ, с совершающимися в нем таинствами, в этой обстановке будет играть консолидирующую, основополагающую духовную роль. А для прочности дела нет ничего лучшего, как восстановить прерванные советским временем духовные традиции славного прошлого Императорского Московского технического училища, т.е. очень важно именно восстановить прежний храм, тем более что его помещение сохранилось.

Здесь также важно ответить на вопрос: «Зачем строить домовый храм, если вокруг столько церквей?»

В этой связи крайне важно собрать исторические данные как о самом храме, так и о его священнослужителях, и о церковной истории, связанной с этим храмом и с его окрестностями.

При этом важно ответить как минимум на два вопроса:

  • Какова судьба не только храма ИМТУ, но и храмов его окрестностей главным образом в связи революцией 1917 года?
  • Какова судьба домовых храмов в округе ИМТУ, коих именно в этом районе достаточное количество, причем множество их существовало именно в образовательных учреждениях?

Этому и посвящена данная работа.

Объектом исследования православный домовый храм Императорского Технического Училища святой Равноапостольной Марии Магдалины и церковные объекты в ближайших окрестностях МГТУ.

Предмет исследования составляет история создания и существования домового храма Императорского Технического Училища святой Равноапостольной Марии Магдалины и его клира; жизнь и деятельность приходской общины; важные события, факты, архитектурные объекты и персоналии из церковной истории окрестностей МГТУ.

Тема исследования: Из истории домового Храма Святой Равноапостольной Марии Маг-далины ИМТУ – МВТУ – МГТУ и его церковных окрестностей (1830-2005 г.г.).

Цель исследования: Формирование систематизированного описания истории домового храма Императорского Технического Училища святой Равноапостольной Марии Магдалины, а также важных событий, фактов, архитектурных объектов и персоналий из церковной истории окрестностей МГТУ в период от основания Училища до настоящего времени на основе доступных на сегодняшний день материалов.

Задачи исследования:

  1. Поиск документов, историографических и литературных материалов по истории храма в ИМТУ.
  2. Систематизация собранного материала и описание на его основе истории храма и его клира.
  3. Библиографический поиск объектов в окрестностях МГТУ, имеющих отношение к церковной истории.
  4. Формирование краткого описания выбранных объектов, выделение их связи с МГТУ.

Хронологические рамки исследования — со дня основания Императорского Технического Училища в 1830 г. до 2005 г. (окончание современного исторического времени, до перехода в юрисдикцию политологии и других общественных наук).

Географические рамки исследования – ИМТУ – МВТУ – МГТУ и часть Москвы, примыкающая к нынешнему МГТУ с ее храмами и другими церковно-историческими объектами. Выбранная местность относится к современным районам Басманный и Лефортово.

Обзор источниковой базы

Работа строилась с главной целью нахождения исторических сведений о домовом Храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины ИМТУ и его клира, поэтому в этом разделе будет сказано об источниках для глав 1 и 2. По главе 3, посвященной обзору исторических окрестностей, которая стала дополняющей в силу недостаточности сведений о домовом храме ИМТУ не проводился глубокий исторический анализ в силу большого количества церковных объектов и для них использовались литературные и историографические материалы.

Таким образом, как уже было упомянуто выше, несмотря на многообразие тем, затронутых в целом ряде публикаций и монографий о МГТУ,[6] сведений о домовой церкви ИМТУ святой Равноапостольной Марии Магдалины практически нет, и все они носят характер очерков, как, например, статьи Г.Н.Анцуповой об училищном храме в газете «Бауманец» от 13 февраля 1991 г. и от 30 марта 1994 г. То есть систематизированной истории храма Марии Магдалины в ИМТУ не существует. Некоторый короткий экскурс в историю храма от основания до его закрытия приведен в статье протодиакона Сергия Алексеевича Голубцова в Московском журнале от 01.10.2003г. (http://rusk.ru/st.php?idar=800912).

В этой связи в данной работе предпринята попытка поиска информации об училищном храме и построение целостной исторической картины его жизни. К сожалению, работа с источниками не была закончена и сведения черпались не только из них, но и из литературных источников.

Исходного документа об открытии храма в ИМТУ не удалось найти (работа в ГАРФ показала, что по всей видимости он содержится в фонде 663 в переписке императрицы Марии Федоровны). Сведения об открытии храма приведены в справочнике [Указатель Московских церквей. Составил М. Александровский. М., 1915г.] Это краткий указатель названий храмов и их пределов, а также времени постройки и освящения. Церкви расположены в хронологическом порядке их основания.

После 1915 г. М. Александровский стал издавать несколько более подробные указатели церквей по частям города. В этом сборнике сведения о нашем храме так же сохранены.

Внутреннее убранство храма в дореволюционный период описано только в литературе.

Важным источником сведений о деятельности священнослужителей храма в ИМТУ являются уставы ИМТУ-МВТУ [начиная с устава 1844 по 1992 г. – см. в списке литературы в конце работы], которые были найдены в фондах музея МГТУ. Из них удалось почерпнуть, что с самого начала и вплоть до революции 1917 г. в Училище преподавался Закон Божий и церковное пение. Эти занятия проводились клириками храма.

История клира в дореволюционный период найдена в источниках эпизодами.

О четвертом священнике храма, Виноградове Николае Сергеевиче сведения найдены в архивных материалах [ЦИАМ ф. 229, оп. 4, д. 648].

В известиях ИМТУ, т. III 1907-08 уч. г., с. 82, М. 1908 г. сказано о переводе Николая Сергеевича из штатных преподавателей в преподаватели по найму с сохранением его членства в Учебном Комитете ИМТУ.

О пятом священнике, Александре Сергеевиче Виноградове, родном старшем брате Николая Сергеевича узнаем из его дела по МДА (№ 617), где сказано, что он сын о. Сергия Виноградова из Введенской церкви.

По сведениям [ЦИАМ, ф. 229, оп. 4, д. 660] и [ЦИАМ, ф. 372. 1, д. 631, л. 1] и последующие шестым и последним священником училищного храма стал сын Александра Сергеевича Виноградова – Сергей Александрович Виноградов

Описание убранства храма и его утвари при закрытии в 1918 г. описано в фрагменте из описи, составленной в сентябре 1918 года [ЦГАМО, ф. 66, оп. 18, д. 57, лл. 1-3]. Согласно описи храм передается под охрану Коллегии по делам музеев и охраны памятников.

Об истории последнего священника (Сергея Александровича Виноградова) храма в постреволюционый период мы узнаем из материалов ЦИАМ, ф. 372, д. 631, л. 48, где сказано, что в 1920 году он был назначен в МГТУ на должность помощника секретаря по студенческим делам, а потом и управляющим делами училища.

Очень важное событие для нашего храма – последняя служба, посвященная отпеванию нашего замечательного профессора – Николая Егоровича Жуковского (отца русской авиации) 17 марта 1921 года. К радости достаточно много документов и фотоматериалов по этому событию сохранились и были найдены в доме-музее Н.Е. Жуковского (см. в приложениях 2 и 3).

Особое слово стоит сказать о том, что в процессе работы был найден святой, имеющий непосредственное отношение к ИМТУ – священномученник Александр Парусников, учившийся в ИМТУ в начале XX в. Сведения о нем собраны и на основе документов [Архив семьи Парусниковых], [ЦИАМ. Ф. 1607, оп. 1, д. 61, л. 88 об-89], [ГАРФ. Ф. 10035, д. 23976, л. 25-26] и данных из базы данных Новомученников и исповедников Церкви Русской[7]. К месту его служения в Раменском также было предпринято паломничество в день его памяти 27 июня по новому стилю.

Историография

Сведения об открытии храма приведены в справочнике [Указатель Московских церквей. Составил М. Александровский. М., 1915г.] Это краткий указатель названий храмов и их пределов, а также времени постройки и освящения. Церкви расположены в хронологическом порядке их основания.

После 1915 г. М. Александровский стал издавать несколько более подробные указатели церквей по частям города. В этом сборнике сведения о нашем храме так же сохранены.

Внутреннее убранство храма в дореволюционный период описано в работе [Аниупова Т.Н. и Павлихин Т.П. «Ректоры МГТУ им. Н.Э. Баумана» М. 2002, 3-е изд. 2003., с. 55].

Конечно же, краткие дореволюционные сведения найдены в справочном издании [Паламарчук П.Г. «Сорок сороков», тт. 1 — 4, М. 1992 — 1995 гг.]

История клира в дореволюционный период описана частично в работе [Аниупова Т.Н. «МГТУ глазами историка», М. 2000., стр. 17], в которой сказано о рукоположении в храм митрополитом Филаретом Дроздовым в 1832 г. первого священника – Александра Ильича Воскресенского. В ней же сказано и о втором священнике – Дмитрии Ивановиче Кастальском – отце известного церковного композитора – Александра Дмитриевича Кастальского.

О третьем храмовом священнике, протоиерее Василии Славском есть сведения в книге дьякона Сергия Голубцова: «Храм преп. Пимена Великого в Москве», М. 1997 г. [Дьякон Сергий Голубцова «Храм преп. Пимена Великого в Москве», М. 1997 г.].

О четвертом священнике храма, Виноградове Николае Сергеевиче сведения найдены опять же в работе [Аниупова Т.Н. «МГТУ глазами историка», М. 2000., стр. 18-19]. От Николая Сергеевича сохранились три проповеди, напечатанные в: 1. [О значении религии в жизни человека — ЧОЛДПр., 1893, кн. 2, 151]; 2. [Образование и карьера — Д.Чт., 1895, Ш, 11]; 3. [Благопожелания учащимся в наступающее учебное новолетие — Д.Чт., 1898, III, 10. (и отд.)].

В известиях ИМТУ, т. III 1907-08 уч. г., с. 82, М. 1908 г. сказано о переводе Николая Сергеевича из штатных преподавателей в преподаватели по найму с сохранением его членства в Учебном Комитете ИМТУ.

Справочник [Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель «Искусство» М. 1979 г.] лаконично говорит о частичной сохранности внутренней отделки храма во второй половине XX в.

Описание убранства храма и его утвари при закрытии в 1918 г.

В работе [Аниупова Т.Н. «МГТУ глазами историка», М. 2000., стр. 18] сказано о проверке сохранности храма и его опечатывании в конце 1920 года.

Последние сведения о предметах храма описаны в издании «Музей МГТУ им. Баумана», составители: Базанчук ГА. (директор музея), Волохова ГЛ., Полежай В.Г., научный редактор Федоров И.Б. (ректор). М. 2005.

Сведения об использовании помещения храма в советское время достаточно скудны [по материалам газеты Бауманец. 1994. 30 марта.].

Об истории последнего священника (Сергея Александровича Виноградова) храма в постреволюционый период мы узнаем так же из материалов [ЖМП, 1952, № 2, с. 16.]

Согласно некрологу, опубликованному в [См. ЖМП, 1952, № 2, с. 16] протоиерей Сергий 21 января 1947 г. в Троице-Сергиевой Лавре ее наместником пострижен в монашество, а 24 числа Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита и в тот же день вечером наречен епископом Житомирским и Овручским, а 26 января состоялось его посвящение в епископа.

Для главы 3 посвященной истории церковных окрестностей МГТУ использовались такие печатные издания, как:

  • Паламарчук П.Г. «Сорок сороков», тт. 1 — 4, М. 1992 — 1995 гг.
  • Звонарев С. Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей в 4 томах. Том III Город в границах 1917 г. «YMCA-PRESS» Париж, 1989.
  • «Православная Москва», справочник, М. 2001.
  • Энциклопедия «Москва», 1980 (и 1997) гг.
  • Александровский, №…- Указатель Московских церквей. Составил М. Александровский. М., 1915 г.
  • Вся Москва. Справочник на 1916 г.
  • «Москва современная. Атлас города» М. 2005. (М. 1:6000 и 1:12500) с. 96-97, 104-105.
  • Голубцов С., протодиакон. «Введенское (Немецкое) кладбище. Правосл.- церк. некрополь». М. 2005.
  • «Лефортово. Далекое и близкое», п/ред. Е.П.Миклашевской и М.С.Цыпляввой. Изд-во МЭИ, 1996.
  • Любартович ВА. «На земле Басманной слободы», М. 1999.
  • Любартович В.А. «Прогулки по Лефортову», М. 2003.

Использовались и другие издания, приведенные в списке источников и литературы в конце работы.

Так же значительная работа была проведена с ресурсами, выложенными в интернет. Все они специально для историографического обзора собраны в таблицу П12-6 в приложении 2.

Укрупненно по ней можно сказать, что информация черпалась из следующих ресурсов:

  • Официальный сайт благочиния Богоявленского округа Москвы http://www.bogoyavlenskoe.ru/ к которому относятся многие храмы округи.
  • Проект «Храмы России» http://www.temples.ru/, созданный для сбора и систематизации документальных сведений о храмах (православных и старообрядческих), существовавших на территории нынешней Российской Федерации к 1917 году и построенных в постсоветское время/
  • Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/
  • Официальный сайт Центрального и Южного викариатства г. Москвы http://центрвик.рф/
  • Программа «Генеалогическое древо семьи»
  • Храмовые сайты.
  • Фото-проект по сбору свидетельств прошлого. Взгляд на историю среды обитания человечества http://www.pcom/

Сайты о православии: http://www.pravoslavie.ru/; http://apologetika.eu/; http://russian-church.ru/

  • Православный портал о благотворительности и социальной деятельности.
  • Сайт «Топография террора» разрабатывается в рамках проекта Международного Мемориала «Москва. Места памяти» с 2013 года.
  • Православная тюремная миссия в городе Москве

Сайты по Москве и МО: Проект «Знаменитые исторические дома — Узнай Москву» http://um.mos.ru/; Проект «Прогулки по Москве» http://liveinmsk.ru/; «Московский день» – сайт о Москве: новости, информация, справочник, камеры и фотографии http://mosday.ru/photos/;

[1] «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому  Величеству Государю Императору Николаю Александровичу, самодержцу Всероссийскому и… его наследнику… Великому князю Алексею Николаевичу, верно и нелицемерно служить, и во всем повиноваться, не живота своего до последней капли крови… и притом, по крайней мере, стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной касаться может».

Оригинальный текст присяги приведен в приложении 2 (Документ П2-1)

[2] См. приложение 2 (Документ П2-4).

[3] Описание быта училища в конце XIX в. См. в автобиографии известного в последствии русского писателя Бориса Зайцева [22].

[4] Хотя это советский ВУЗ, в XX веке отпочковавшийся от МВТУ. Несмотря на это в МИФИ есть не просто храм, но и кафедра богословия, возглавляемая митрополитом Волоколамским Илларионом (Алфеевым).

[5] С 2014 года при участии священника Димитрия Данилова (клирика Храма Софии Премудрости Божией в Средних садовниках) и автора этих строк.

[6] О руководителях Училища и об его истории см. прекрасно написанные и посмертно изданные книги: Г.Н.Анцупова. «МГТУ глазами историка», М. 2000 г. и Г.Н.Анцупова и Г.П.Павлихин. «Ректоры МГТУ имени Н.Э.Баумана» М. 2002 г., 3-е издание 2005 года, а также работы ИЛ.Волчкевича [Волчкевич И.Л. «Очерки истории МВТУ», М. 2000.], и других авторов [«Музей МГТУ им. Баумана», составители: Базанчук ГА. (директор музея), Волохова ГЛ., Полежай В.Г., научный редактор Федоров И.Б. (ректор). М. 2005.], [«Научные школы МГТУ (МВТУ) имени Н.Э.Баумана. История развития». — Сборник статей (к 165-летию) под ред. И.Б.Федорова и К.С.Колесникова. М. 1995. С доп. — 2005 г.] .

[7]http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJxGHoxITceUeuKhd81Uv5sqTcGhe5smBruFfuXVfeeIW6tyXu1Usy4he8eicW0*euKesO0hdC*UYOLUcuKZceXbTb7ZNbu2dOiUTaxbMGslC1E*

С остальным материалом можно ознакомиться по ссылкам:

Основная часть и главы
2 Приложение
3 Приложение
4 Приложение
5 Приложение
6 Приложение